Основные правила съемки портрета
# Дистанция при съемке должна быть достаточно большой, не менее 1,5-3 метров, иначе появляется сильно подчеркнутый эффект перспективы и черты лиц искажаются.
# При съемке портрета диафрагму обычно открывают для уменьшения Грип. При этом черты лица модели приобретают объем, а фон — размывается. Цели размытия фона служит и применение длиннофокусных объективов ("портретными" считаются экв. фокусные расстояния от 80 мм). Открывая диафрагму, следует прикидывать размер Грип и следить за тем, чтобы в нее попали сюжетно важные элементы.
# Не рекомендуется использовать чувствительность больше ISO 100 у компактных ЦФК и ISO 400 у зеркалок. При съемке со вспышкой рекомендуется ставить минимально возможное ISO.
# Если ваша ЦФК поддерживает установку внешней вспышки с поворотной "головой" — воспользуйтесь этим. Внешняя вспышка в сочетании с отражателем или софтбоксом позволяет улучшить качество портрета на порядок по сравнению со встроенной.
# Фотографировать человека нужно с высоты его роста, особенно это касается детей. Иначе — сильные искажения пропорций лица и туловища.
# При съемке против света (в контровом освещении) всегда следует использовать вспышку. В противном случае на фотографии будет или темный силуэт, или пересвеченный фон.
# При съемке в помещении со встроенной вспышкой необходимо следить за тем, чтобы фон находился далеко от портретируемого — иначе на фоне будет резкая тень. Кроме того, точку съемки следует выбирать так, чтобы позади портретируемого не находилось нежелательных предметов (классическая ошибка — из головы человека "вырастает" дерево или фонарный столб).
Снимаем дома портрет
Фотосъемка портретов
Портретный жанр условно можно разделить на два основных вида: в одном случае важно передать полное внешнее сходство с оригиналом, показать человека в привычном и естественном облике, в другом - сделать художественный портрет.
Основное требование, которое предъявляется к первому виду портрета, сводится к тому, что он должен передать самые характерные черты модели. Необходимо, чтобы на этом портрете человек был легко узнаваем и, что тоже немаловажно, нравился себе сам. Добиться этого совсем не просто, если учесть, что модель воспринимает собственный образ иначе, чем посторонние.
Лицо человека весьма переменчиво, его выражение зависит от многих вещей: физического состояния, настроения, реакции на окружающее. Фотографу надо увидеть и запечатлеть момент, когда выражение лица модели наиболее характерно. Это возможно только в том случае, если есть возможность пообщаться с моделью перед съемкой.
Обычно каждый как-то готовится к фотосъемке и поэтому, придя в студию, держится скованно и неестественно, и тогда расшевелить человека бывает довольно сложно. Поэтому постарайтесь поближе познакомиться с вашей моделью, найти общие темы для разговора. Очень важно, чтобы в процессе съемки между фотографом и моделью установился контакт. Этого трудно добиться с самого начала, когда портретируемый, если конечно это не профессиональная модель, все еще зажат и не понимает, что от него хочет фотограф. Поэтому, если времени для работы достаточно и вам действительно интересно сделать хороший художественный снимок, сначала лучше провести пробную съемку.
При фотосъемке портрета, фотографу помогут следующие советы:
1. При съемке портрета очень важно передать характер и чувства человека. Поэтому желательно установить с ним доверительный контакт и снимать не с очень большого расстояния.Некоторые фотографы даже используют для этого объективы с фокусным расстоянием, меньшим чем общепринятое. Необходимо сделать несколько снимков, пытаясь поймать момент, когда выражение лица более полно показывает характер человека.
2. Для увеличения художественного эффекта часто применяются Soft (смягчающие) объективы и фильтры, которые позволяют лучше передать фактуру кожи человека.
3. При портретной съемке очень важна цветопередача кожи человека, поэтому существуют специальные фотопленки для портретной съемки ( например Kodak Portra 160NC и Agfa Portrait 160). С обычными любительскими пленками также можно получить хорошие результаты, но не следует брать пленки передающие цвета очень насыщенными.
4. Избегайте съемок на открытом солнце, когда получаются глубокие тени.
5. Для съемок портрета, как правило, применяются объективы с фокусным расстоянием 80-135мм. Если необходимо размыть задний план, то для этого следует максимально открыть диафрагму. При использовании широкоугольных объективов получаются значительные перспективные искажения.
6. Камера не обязательно должна находиться на уровне глаз. Можно попробовать изменять ее высоту и угол съемки, но только не в очень больших пределах иначе может получиться карикатурный портрет. Небольшое снижение точки съемки делает изображение модели стройнее.
7. Используйте различные фокусные расстояния для того, чтобы увеличить или уменьшить перспективу. Применение длиннофокусных объективов делает изображение плоским и как бы приближает задний план. Некоторые фотографы для того чтобы правильно передать пропорции фигуры снимают телеобъективом с большого расстояния и переговариваются с моделью через радиопередатчик.
8. Большое значение должно уделяться заднему плану. Он не должен включать детали, которые отвлекают от основной фигуры. Лучше всего вывести его из зоны резкости приоткрыв диафрагму. На заднем плане не должно быть случайных или выпадающих из общей композиции кадра предметов. Как правило, лучший результат получается при плоском заднем плане.
9. Портрет выглядит лучше при вертикальном расположении кадра. При этом уровень глаз желательно расположить на расстоянии одной трети от низа или верха кадра, чтобы привлечь большее внимание.
10. При съемке на улице часто мешает линия горизонта, чтобы избавиться от этой проблемы надо понизить или повысить уровень с которого производится съемка.
11. Худшим решением при съемке портрета является фронтальное освещение, например встроенной вспышкой. При этом объект на изображении выглядит плоским и явно видно отражение света от кожи.
12. При освещении светом сверху или при отражении света вспышки от потолка под глазами и носом появляются тени. Чтобы уменьшить их можно поставить рядом белый отражатель.
13. Если расположить источник света внизу, то это придаст изображению загадочный, мистический вид.
14. Красивый ровный задний план получается, если снимать против света (например, напротив окна) с длительной выдержкой. При этом по контуру фигуры получаются интересные световые эффекты, она как бы размывается. Хороший результат получается также, если подсветить объект вспышкой спереди при контровом освещении, получается нормально экспонированное изображение на ровном белом фоне. Следует следить, чтобы в кадр не попадали прямые лучи от источников света.
Стоит отметить, что очень выигрышно смотрятся динамичные портреты, в которых чувствуется движение, на них поза модели бывает максимально непринужденной. Например, при съемке портрета в рост можно попросить модель идти вам навстречу или кружиться. Очень много динамики придают развевающиеся волосы или одежда - для этого удобно использовать мощный фен. Кадры, снятые в движении, нужно дублировать, чтобы поймать самую удачную фазу. Вообще лучше просить модель повторять нужные жесты, чтобы положение выглядело естественно Иногда бывает нужно "поставить свет и забыть о нем": создать такую схему освещения, при которой модель чувствовала бы себя свободно. При мягком рассеянном свете модели проще менять положение - резкие тени не будут искажать композицию. Это была съемка для фирмы, занимающейся бижутерией.
Источник :www.all-foto.
Несколько слов о портретной съемке. Освещение
Версия для печати
Мне представляется, что фотограф, который стремится завоевать позиции искусства, существенно отличается от художника. Художник создает образ из собственных представлений о мире, из собственного видения, а фотограф пользуется только тем, что мир ему предлагает. Ничего другого у него нет.
Юрий Рост
Портрет - это самый интересный и увлекательный вид фотосъемки. Каждый хочет быть самым красивым и фотогеничным. Поэтому показать человека с наилучшей стороны совсем не просто. Чтобы добиться этого, необходима тренировка и наблюдательность. Желаемый результат будет достигнут тогда, когда Вы обратите внимание на то, как работают мимические мышцы фотографируемого человека, когда он смеется или становится вдруг серьезным. Разумеется, не существует готовых рецептов, способных гарантировать 100% качество будущего портрета, поскольку каждый человек индивидуален. Тем не менее, любому настроению соответствует определенные условия освещения.
Если вы задумали создать портрет жизнерадостного и веселого человека, рекомендуется использовать не дающий тени источник света. Естественное освещение пригодно для создания несложных портретных снимков. Если вы знаете, что ваш герой – непоседа, и улыбка не сходит с его лица, то съемка при дневном свете лучше всего производить, когда солнце закрыто легкой облачностью. В этот день вы можете работать со своей беспокойной моделью, не обращая внимания на условия освещенности. Делайте моментальные снимки, концентрируясь на характере вашей модели. На камере необходимо установить режим портретной съемки, и тогда автоматика сама выберет наиболее подходящие значения параметров съемки: Диафрагма открывается, а время экспозиции уменьшится до самого (насколько это возможно) нижнего предела. Обратите внимание на автоматическое изменение чувствительности матрицы при недостатке света. В качестве побочного и совсем не желательного эффекта может стать повышенный цветовой шум, который невыгодно сказывается на передаче телесного цвета. Многие камеры также самостоятельно уменьшают разрешение.
При фотосъемках на улице, т.е. вне помещения, не следует располагать фотоаппарат близко к стене здания или вплотную к кустарнику: в этом случае фон выйдет чересчур резким. Очень важно также, изменяя Фокусное расстояние, уменьшить, насколько это можно, площадь кадра. Кроме того, при уменьшении глубины резкости фон становится нерезким, и от этого качество портрета только выигрывает.
Снимая в помещении, можно работать с естественным светом. Дополнительно освещение лица может применяться для создания светового акцента. Если ваша модель – серьезный и спокойный человек, то вполне будет достаточно света, падающего через окно, чтобы передать его настроение. При этом фон помещения затемняется и не отвлекает.
Модель может быть ярко выражена даже при одностороннем освещении. Если при этом не хватает света, чтобы отделить персонаж от темного фона, зачастую бывает достаточно небольшой подсветки. Для этого можно воспользоваться листом белого картона, который способен отражать достаточное количество падающего из окна света.
При работе с портретом вы можете экспериментировать с размером изображения в кадре. Совсем не обязательно, чтобы человека было видно по грудь. Лицо может занимать все пространство кадра, и это придаст портрету определенную художественную силу.
Необходимо помнить об эмпирическом правиле профессионалов: жизнерадостных людей нужно фотографировать в гуще жизни; задумчивых, серьезных людей - в помещении. Если есть возможность, фотографируйте при естественном свете, так вы лучше всего сохраните настроение. Для того, чтобы уменьшить цветовой Шум в режиме портретной съемки, отключите функцию автоматического изменения чувствительности матрицы. При фотографировании характерных лиц экспериментируйте с кадрированием снимка, чтобы создать напряжение у зрителя. Работая с черно-белыми фотографиями, пользуйтесь для конвертации изображения программными средствами. Если же вы будите снимать в черно-белом режиме, потеряете много информации об изображении, которая потребуется при последующей обработке. Для фотографирования с дополнительным источником света многие фотоаппараты имеют «башмаки» для подключения внешней вспышки. Если таковые отсутствуют, можно воспользоваться «ведомой» вспышкой, которая реагирует на срабатывание встроенной вспышки.
Для изготовления классического студийного портрета фотографу понадобится как минимум 2-3 источника света:
- основной свет располагается чуть сбоку;
- подсветка должна располагаться с противоположной стороны (это может быть отражающий свет экран или стена);
- используйте фоновое освещение;
- при необходимости можно использовать и контровой свет, чтобы отделить портрет от фона.
Слегка увеличьте Фокусное расстояние, чтобы уменьшить глубину резкости и сократить количество фона. Фотографируйте свою модель чуть сверху – глаза при этом открываются чуточку шире и исчезает двойной подбородок. Кадрирование потребуется лишь при фотографировании на документы.
Как известно, наш глаз уверенно распознает объекты, в том числе и лицо человека, в условиях привычного для него освещения. (Попробуйте осветить лицо девушки снизу - получите ведьму). Кроме того, нашему глазу нужен некоторый световой контраст, позволяющий отделить рассматриваемый объект от фона. Источник света, направленный на объект сзади, навстречу направлению взгляда, называется контровым и создает специфический рисунок освещения - контражур. При этом, на голове и плечах портретируемого возникает легкий световой ореол, отделяющий фигуру от более темного фона светящейся линией. Контровый свет прекрасно передает фактуру волос, фрагментов тела и ткани одежды, создает эффект солнечного освещения, но, как правило, не должен касаться лица портретируемого. Если сильное контровое освещение попадает на нос и щеки, то возникают неприятные и искажающие естественную форму лица пятна света и тени, поэтому постановку освещения лучше начинать с контрового источника.
Помните, что при установке моделирующего света, профессиональный фотограф должен следить за тем, что бы тень от носа уходила вдоль носогубной складки и не закрывала рта. Глаза должны быть так же хорошо освещены, ведь они являются "зеркалом" души и позволяют зрителю судить о характере человека и его душевном состоянии.
Хороший способ оценить качество постановки освещения - обесцветить изображение сцены. Для цифровой фотографии достаточно включить опцию в "Photoshop" - Desaturate или эффект "сепия" прямо на аппарате. При съемке на фотопленку некоторые фотографы смотрят на освещенную сцену через плотный зеленый светофильтр. Надо отметить, что цвет часто сам является рисующим инструментом и часто вводит нас в заблуждение.
Если в фото студии стены выкрашены черной матовой краской, то световой рисунок окажется очень контрастным (кстати, наличие в арсенале фотографа светопоглощающих экранов и отражателей с различными диаграммами отражения будет очень полезным). Глубокие черные тени всегда создают ощущение тревоги, жесткости, а лицо иногда становится просто неузнаваемым. Для того, что бы смягчить тени, фотографы используют источник заполняющего света. Как правило, он мене мощный, нежели рисующий и всегда имеет большую площадь излучения.
В своем арсенале фотолюбитель не может позволить себе иметь большое количество дорогих и весьма громоздких осветителей, поэтому достаточно в качестве источника заполняющего света использовать отражатели (кстати, и не только в студии, но и на пленере).
С помощью недорогого набора, состоящего из двух осветителей (импульсных для съемки на цветную фотопленку или непрерывного излучения при использовании черно-белых фотоматериалов), нескольких отражателей с различной диаграммой рассеяния можно решать самые сложные задачи портретной фотографии.
Хотелось бы ознакомить Вас с несколькими советами, которые помогут в нашем деле:
1. в качестве портретных источников освещения при фотосъемке портрета цифровой фотокамерой лучше использовать галогеновые осветители небольшой мощности.
2. использование ламп накаливания возможно даже при цветной фотосъемке благодаря наличию в цифровых аппаратах функции ручного цветобаланса.
3. начинать заниматься портретной фотосъемкой следует на природе в условиях утреннего или вечернего освещения.
4. лучше всего подходит освещение солнцем через легкую облачную дымку (как говорят фотографы - "солнце в молоке"). При этом солнце и небо могут выступить в роли контрового или рисующего источника освещения, белая стена дома или отражатель из мятой алюминиевой фольги - в роли "мягкого" моделирующего источника, а белый лист картона выполнит роль заполняющего света.
С импульсными осветителями фотографу - любителю работать крайне сложно, т.к. практически невозможно сразу оценить вклад каждого импульсного источника в общий световой рисунок при съемке на фотопленку. Фотографы - профессионалы, обладающие большим опытом, с помощью флэшметра и "полароидной" приставки могут правильно управлять освещением сцены.
В этом отношении владельцы цифровых фотокамер имеют колоссальное преимущество. Они сразу на мониторе аппарата видят результат, могут вводить необходимую коррекцию освещения непосредственно во время работы с моделью, могут даже использовать режим черно-белой съемки для оценки светового рисунка будущего снимка. Для обучения и приобретения опыта лучше цифрового фотоаппарата пока ничего не придумали.
Портреты лучше снимать со штатива с фокусным расстоянием объектива не менее 80 мм в пересчете на оптику 35 мм. камер. Во-первых, штатив дисциплинирует и заставляет более тщательно выбирать точку съемки. Часто в условиях слабой освещенности портретная съемка с рук просто невозможна по причине "шевеленки" на выдержках длиннее 1/60 секунды. Во вторых, Длиннофокусный объектив не будет вносить перспективных искажений в изображение фигуры человека, за исключением тех случаев, когда это является обоснованным композиционным приемом.
all-foto.com
http://radikal.ru/F/s42.radikal.ru/i097/1105/9a/1eda0ade7f1e.jpg.html http://radikal.ru/F/s55.radikal.ru/i149/1105/26/e5fc3908b297.jpg.html
Особенности портретной съемки
Портрет – изображение определенного, конкретного человека или группы людей.
Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету – передача индивидуального сходства человека. Но сходство не следует понимать узко. Оно не ограничивается только копированием внешних признаков. Воспроизводя индивидуальный облик человека, фотограф должен стремиться раскрыть его внутренний мир, сущность его характера, а также средствами фотоискусства создать образ изображаемого лица.
Для портретной съемки пригодны все фотоаппараты. Однако предпочтительнее крупноформатные камеры: они позволяют получать изображения в увеличенном масштабе. Такие изображения имеют значительно больше деталей, чем портреты, полученные малоформатными аппаратами.
Необходимо снимать с возможно короткой выдержкой. Это позволяет запечатлеть наиболее живое выражение лица. Разумеется, при условии, что фотограф сумел создать для модели непринужденную обстановку, и портретируемый не с напряжением ждет щелчка затвора.
Надо учитывать, что интервал яркостей портретируемого может колебаться очень широко. Наименьшим он будет у блондинов, одетых в светлую одежду, а у брюнетов в такой же одежде – наибольшим. У блондинов он повысится, а у брюнетов понизится, когда они наденут темные костюмы. Интервал яркостей увеличивается при контрастном освещении и уменьшается при мягком.
Поэтому для портрета рекомендуется выбирать пленку с возможно большей фотографической широтой, обеспечивающей достаточную проработку деталей в светах (лицо) и тенях (костюм).
Если вы снимаете статичный портрет, фоном служить любой кусок ткани. Следует избегать только пестрой ткани, так как ее рисунок будет отвлекать внимание от лица модели.
Располагают фон на таком расстоянии от портретируемого, чтобы его изображение было не в фокусе. Цвет фона – беж, коричневый, серый, серо-голубой. Часто приходится слышать, что люди хотят сфотографироваться на ярко-красном, синем или зеленом фоне. Не следует этого делать, так как цвет лица на таких фотографиях кажется не естественным. Это особенность психологического восприятия человеком цветной картинки.
Не следует снимать портрет с очень близкого расстояния для получения изображения в крупном масштабе. Это неизбежно приведет к искажению внешности: увеличит нос, руки, непропорционально удлинит ноги, Лучше использовать длиннофокусный объектив.
Наилучшая высота съемки:
головной портрет – объектив на уровне глаз;
поясной – на уровне подбородка; поколенный – на высоте груди;
во весь рост – на уровне пояса.
Наиболее естественное, мягкое изображение будет получено, если человек сидит или стоит удобно и черты его лица спокойны. Если глаза модели не видны, то резкость наводится по ближайшему уху.
При портретной съемке не следует сильно диафрагмировать объектив. Обычно необходима небольшая глубина резкости, при этом зритель не отвлекается на задний фон или какие-то подробности. Главное в портрете – глаза, губы, нос, т.е. лицо. Иногда необходимо показать не только лицо, но и другие части тела, например руки, если это мастерица. Часто старческие морщинистые руки фотографы используют как символ мудрости, трудовых заслуг. В этом случае, лучше, если руки будут резкими.
Русская версия Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)