Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Свадебные обряды народов мира, Свадебные обряды народов мира
RINA
сообщение 21.9.2009, 16:17
Сообщение #1


Живу здесь вечность
Иконка группы

Вклад в форум: 500р

Вставить ник
Цитата выделенного



Свадебные обряды народов мира

Содержание:

Выберете тему и нажмите на неё,для автоматического перехода к теме.



1. !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

2. !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!

!!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть!
Название сайтов или авторы, указаны в темe.


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

 
Начать новую тему
Ответов
RINA
сообщение 21.9.2009, 16:18
Сообщение #2


Живу здесь вечность
Иконка группы

Вклад в форум: 500р

Вставить ник
Цитата выделенного



Свадебный обряд российских немцев
Ташкалова В.С.

Важнейшей составляющей национальной культуры любого этноса является знание им своих обрядов и обычаев. Это касается и семейно-бытового комплекса: обрядоврождения ребенка, свадебных и похоронных ритуалов. К числу самых ранних проявлений культурной жизни человечества принадлежит, без сомнения, институт брака. Семья является звеном, связующим индивидуальную и общественную жизнь человека, она служит для него первым источником социальных идеалов и критериев поведения. Семья не только передает накопленные народом в предыдущих поколениях духовные ценности, но и сама создает новые ценности, носящие более частный характер: супружеская и родительская любовь, почитание младшими старших, семейная солидарность.
Созидание семейных ценностей – процесс постоянный, он и лежит в основе семейной обрядности – системы коллективных действий, являющихся механизмом наследования и передачи социального и культурного опыта и общественных отношений. Свадебный ритуал – один из наиболее сложных комплексов традиционной бытовой культуры. Он формируется из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического и игрового характера, элементов материальной культуры, словесного и музыкального фольклора. Свадебный обряд связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений и верований.
В свадебном обряде отражались и морально-этические взгляды, и развитие устного поэтического творчества, и, наконец, многие черты материальной культуры. Свадебный цикл – мероприятие, ведущее к созданию семьи, представляет собой главное звено семейной обрядности. Традиционный свадебный цикл состоит из трех последовательных этапов: досвадебный, свадебный и послесвадебный, каждый из которых связан с определенным обычаем. Свадьба – это способ передачи в игровой форме навыков и норм семейного быта, его идеалов и принципов.
Немецкий свадебный обряд представляет собой специфический обрядовый комплекс, насыщенный различными фольклорными жанрами: песнями прощальных обрядов невесты, религиозными песнями, танцевальной музыкой, играми ряженых и другими действами. Постоянными в данном обряде являются следующие этапы: сватовство, подготовительный период, первый день свадьбы, второй день свадьбы и послесвадебные обряды. Сватовство – важный начальный фрагмент ритуала, оно проходит в несколько этапов: сватовство «Freierei», помолвка «Verlobung» и рукобитие «Handschiag», сговор, церковное оглашение «Verspruch». Сватовство осуществлялось сватами – опытными, обладающими красноречием, хорошо знающими людей и обычаи. На сватовство отправлялись обычно после полуночи кто-то из мужчин, из близких родственников жениха: названый отец, дяди, старшие братья. Но в первый день сватовства считалось неприличным давать согласие. После того, как оно было получено, молодых приглашали, они обменивались поцелуем, в это время впервые звучала первая свадебная песня «Когда с тобой впервые повстречалась». В том случае, если жених получал отказ, про него говорили, что он «получил корзину». После обряда сватовства следовала помолвка, которая проводилась при родителях с обеих сторон, в течение которой жених и невеста обменивались дарами, она могла иметь расширенный характер с приглашением ближайших родственников и молодежи. Важным элементом помолвки был обряд «рукобитие», при котором родители жениха и невесты обговаривали все вопросы предстоящей свадьбы и устанавливали день ее проведения, иногда при рукобитии жених давал невесте кольцо.
Сразу после обрядов сватовства и рукобития происходил сговор, который сопровождался выстрелами из пистолета или ружья, после следовало церковное оглашение, на которое жених и невеста приходили в молельный дом в сопровождении родителей или опекуна, иногда после обручения делали несколько выстрелов из пистолета или ружья. Жених и невеста отвечали пастору на некоторые вопросы из катехизиса, пока они это не сделали, оглашение о вступлении в брак откладывалось. Само оглашение в церкви происходило трижды, после чего назначались «смотрины хозяйства жениха», когда невеста наносила визит своим будущим свекру и свекрови и осматривала дом, кухню, хлев.
Существовало поверье, что в период между обручением и свадьбой жениху и особенно невесте угрожала опасность, поэтому она ходила в платке, старалась по вечерам не выходить на улицу, носила с собой «волшебные защитные» травы, за один день до свадьбы принимала очистительную ванну. Накануне свадьбы устраивался шумный девичник и мальчишник. На этих вечерах выставлялось для всеобщего обозрения приданое, гостями билась посуда на счастье.
Запоминающимся событием немецкого свадебного обряда было приглашение на торжество, как правило, хорошо отрепетированное театрализованное представление, его главными действующими лицами являлись приглашающие на свадьбу, их обычно было двое, реже – один или трое. Символом, который указывал на то, что человек имеет право говорить от лица родителей и молодоженов, являлся шест длиной в рост человека. В знак принятия приглашения все привязывали к шестам разноцветные ленты, красочные носовые платки и головные платки или даже яркие куски материй. Первый поход приводил приглашающих в дом невесты, так как ее вместе с родителями просили прийти на торжество, как и остальных гостей. Они со списком гостей шли затем от дома к дому и, когда они обходили всех, напоследок приглашали и жениха с членами его семьи.
Между сватовством и свадьбой проходило две недели, которые являлись подготовительным периодом, включающим в себя разнообразные обрядовые действия: ношение женихом и невестой обручальных колец, смотрины хозяйства жениха, прощание жениха с товарищами, посещение пастора, подбор шаферов и музыкантов, изготовление венка невесты, фаты и платья, приготовление свадебного обеда, приглашение на свадьбу гостей. Обязательными накануне свадьбы были следующие обряды: представление невесты, вечеринка шума. Обряд представления невесты в случае, если невеста была из другого населенного пункта, требовал в день перед свадьбой съездить за ней и привезти в деревню жениха. За невестой ехали на трех повозках, в каждую повозку было запряжено по тройке лошадей: первая тройка была черная, вторая – белая, а третья – лошади рыжей масти. Лошади и повозки были украшены лентами и цветами: на первой повозке ехали музыканты, на второй – жених и невеста с ее подружками, а на третьей – родственники и прочие гости со стороны невесты.
Прибыв к деревне, где должна была состояться свадьба, ее объезжали кругом и проезжали по всем улицам, как бы «показывая» невесту жителям, а с другой стороны – невеста рассматривала место своего будущего проживания, во время проезда уже полагались «препятствия» или «задержки» – это называлось «натянуть ленты». Натягивались через улицу полоски материи красного или голубого цвета, проезжающие не могли продолжать путь. Процессия останавливалась, музыканты играли на скрипках и гармонях, пели народные песни и свадебные частушки, и только тогда их пропускали дальше, а потом все повторялось сначала.
Обряд «Вечеринка шума или грохота» – это вечеринка накануне свадьбы, небольшое предварительное торжество с приглашенными гостями. Вечеринка могла происходить раздельно в домах жениха и невесты, при этом исполнялись обрядовые песни, невеста плакала, а каждый из гостей считал своим долгом принести что-нибудь, что можно было разбить. Невеста садилась у стола с караваем и веточкой ели, ее подруги пели свадебные обрядовые песни, например, «Ich sah die Tränen». На вечеринке могли появиться жених с друзьями. В некоторых селах Сибири обряд праздновался только в доме жениха, собирались дружки жениха, невеста с подружками, ближайшие родственники с обеих сторон, они беседовали, пели песни и украшали помещение, в котором должна была проходить свадьба.
Первый день свадьбы делился на два этапа, где границей был обряд передачи невесты жениху. Соответственно, первый этап проходил в доме невесты, а второй – в доме жениха. Во время первого этапа – ожидание жениха невестой в родном доме – кульминацией являлось прощание невесты с родителями, когда жених приходил за невестой в дом ее родителей. При этом невеста с женихом благословлялись родителями невесты, звучали прощальные песни, стихи, речи. Во время второго этапа происходил перевоз невесты в дом жениха и свадебный обед, а самым ярким событием было снятие венка невесты (это называлось «вытанцевать невесту»). Данный обряд назывался «Kranzabtanzen», «Brautkranz». Действие в нем начинало разворачиваться только после привоза подушки (обряд «Brautgoetkissen») около полуночи перед уводом молодых в постель.
В день свадьбы гости приходили в дом, где должна была проходить свадьба, на «утренний суп» или, как его еще называли, «суп невесты». В церковь шли пешком, сначала шествовали мужчины, за ними – женщины с невестой. Венчание обычно происходило до полудня, считалось, что это будет способствовать счастью молодоженов. Когда свадебная процессия приближалась к церкви, колокола переставали звонить. У немцев Сибири существовало большое число примет и суеверий, связанных с этим днем: если в день свадьбы идет дождь – к несчастью в браке, если дует сильный ветер – к бурной жизни. По ходу следования невесте нельзя было оглядываться – это могло привести ко второму браку. При выходе из церкви молодых после венчания устраивались соревнования парней, называвшиеся «Бег невесты» или «Бег за ключом». Молодой человек, который выигрывал соревнования в беге, получал деревянный позолоченный ключ, прибежавший последним – шляпу, украшенную свиными хвостиками. При возвращении молодых людей из церкви в дом на крыльце им предлагали бокал вина. Жених, попробовав его, передавал бокал невесте, а та, допив вино, бросала бокал за спину. Разбитый бокал предсказывал счастливый брак, иногда невеста разливала остатки вина вокруг жениха, чтобы «крепче привязать его к себе».
Представителей обеих родов принимали равное участие при совершении отмеченных важных обрядовых действий. Кульминация перехода невесты – ее переезд в дом жениха – была строго закреплена в обряде по времени и обстоятельствам его свершения. Переезд сопровождался четырьмя свадебными процессиями, которые сложностью своей организации, торжественностью и разнообразием обрядовых деталей подчеркивают всю значимость и важность этого обрядового действия. Следует выделить четыре разновидности процессий: вход жениха в дом невесты за молодой, шествие жениха и невесты из ее дома в дом жениха перед венчанием, процессия жениха и невесты из дома молодого в церковь, шествие жениха и невесты из церкви в дом жениха.
Переход невесты в дом жениха маркировался обрядовыми действиями: перевоз приданого невесты, обряды выкупа туфли невесты на свадебном обеде в первый день свадьбы, свадебные угощения в доме жениха, обряды одаривания невесты как до свадьбы, так и в первый день свадьбы женихом и родственниками, обряды брачной ночи. Приданое невесты перевозили на телеге, которую красили в яркий цвет, иногда на повозке с приданым везли петуха, привязанного к метле и напоенного водкой, чтобы он кукарекал, эти символы должны были отпугивать злых духов. Экипаж невесты, на котором везли приданое, назывался или «Повозка невесты» «Brautwagen», или «Brautschlitten». Все предметы аккуратно складывали в сундук, устанавливали на телегу или сани и торжественной процессией привозили в новый дом невесты. Впереди шли музыканты, играя марши, за ними следовали дружки и подружки невесты, каждая из которых несла на голове подушку. Далее следовала телега с сундуком, на котором сидели новобрачные, а в остальных подводах находились гости.
Свадебный обед обычно славился изобилием – гостям предлагалось не менее 20 блюд. Гости съедали, как правило, только те из подаваемых блюд, которые трудно было унести с собой, куски мяса и пироги заворачивались в салфетку или их клали в принесенный с собой горшочек и уносили домой на счастье. Стол, за которым сидели молодожены, покрывали ковром, на него ставили тарелку, покрытую салфеткой. Свадебное торжество многократно прерывалось песнями, танцами, играми. Традиционным являлся обряд кражи невесты или хотя бы какой-то принадлежности ее одежды. Похититель невесты имел право протанцевать с ней три тура. В заключение свадебного торжества новобрачных одаривали различными подарками. Гости подходили по очереди и передавали молодоженам подарок и деньги. Жених и невеста пожимали дарителям руки, при этом запоминали, кто что дарит и сколько дает, чтобы впоследствии одарить равнозначно. В это время производились пожертвования бедным и больным. Затем гости провожали новобрачных до спальни. Брачную постель должна была стелить девушка или молодая женщина – это было хорошим предзнаменованием.
Второй день свадьбы и послесвадебные обрядыносили во многом карнавальный характер. Обязательными во второй день свадьбы были: обед, катание по улицам на украшенных быках, ужин, танцы, различные игрища, в основном с переживанием всех участников, шуточное передразнивание некоторых обрядовых компонентов первого свадебного дня: церковного венчания, выкупа туфли невесты, вручения даров, снятия венка. Наиболее распространенными играми второго дня были«Мытье гостей» и танец«Ган-Якоб». Популярной являлась игра «Мытье гостей», которая проходила следующим образом: прибывающих на свадьбу гостей встречали у дверей кухарки, которые были вооружены большими мисками с водой, мылом и полотенцем и преисполнены готовности помыть новоприбывшего гостя, за это усердие они вознаграждались монетами. А танец «Ган-Якоб» представлял собой следующее действо: в круг вступали муж со своею женой, оба были одеты довольно неряшливо и совершали глупые поступки – если играли вальс, то они танцевали польку, и наоборот. Затем, когда в круг вступала вторая женщина, Ган-Якоб покидал свою жену и целовал другую, как свою возлюбленную, а жена Ган-Якоба видела это, начинала плакать и жаловаться на свою судьбу. Ган-Якоб снова подходил к ней и целовал ее, жена вновь смеялась, но тут повторялся выход «любовницы». Тогда он исчезал вместе с ней и в круг вступал другой мужчина, целовал жену Ган-Якоба и тоже исчезал с нею.
Обряд «выметание гостей» происходил в конце второго дня свадьбы и был обязательным. Поздно вечером внезапно раздавался крик: «A Hochzig un koa Fressa!», но все спокойно танцевали дальше. Через некоторое время было слышно: «Выметай, выметай из всех углов!», тогда гости спешили распрощаться и одеться. Музыканты играли, все гости пели и танцевали, во время пения в танцевальный зал приходила баба с метлой и выметала гостей: из комнаты в кухню, из кухни в сени, из сеней во двор, со двора на улицу – это и было финалом свадебного цикла.
Этапы свадебной обрядности немцев Сибири отразили сложное переплетение магических и религиозных обрядовых действ. Свадебный обряд дает яркое представление о народном семейном быте, сложившемся в далеком прошлом. Вместе с тем, показывает талант, фантазию и сноровку, благодаря которым такое реальное событие, как свадьба, могло превратиться в увлекательное театрализованное представление, производившее неотразимые впечатления своей красочностью, жизненностью и искренностью психологических эмоций. Именно это обусловило то, что свадебный обряд российских немцев так долго жил в народе, переходя от поколения к поколению, и, таким образом, стал традиционным.


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- RINA   Свадебные обряды народов мира   21.9.2009, 16:17
- - RINA   Свадебный обряд российских немцев Ташкалова В.С. ...   21.9.2009, 16:18
- - RINA   Послесвадебные обряды. источник:npir.nm На следу...   21.9.2009, 16:33
- - RINA   Институт брака на заре Советской власти Одним из...   21.9.2009, 16:57
- - RINA   Свадебные традиции разных стран Ох уж эти свадебн...   21.9.2009, 17:24
- - RINA   Свадебные обряды-Юмор рассказ N1. Пеpво-напеpво...   21.9.2009, 17:31
- - RINA   1. Как на Руси брачную ночь справляли Финишным з...   2.12.2009, 9:28
- - RINA   2.Как на Украине свадьбу гуляли? Еще в те глубоки...   2.12.2009, 9:30
- - RINA   3. Заграничные национальные свадьбы Каждая свадь...   2.12.2009, 9:32
- - RINA   4.Смешные невесты Интересно, а какие еще свадебны...   2.12.2009, 9:34
- - RINA   5.Современные свадебные обряды Для наших предков ...   2.12.2009, 9:36
- - RINA   11.Всё об обручальных кольцах Символом заключени...   9.12.2009, 12:22
- - RINA   12.Топ 10 свадебных обычаев 10 место: В Японии н...   9.12.2009, 12:42
- - RINA   13.Интересные факты свадебной церемонии Вы ког...   9.12.2009, 12:46
- - RINA   Кто главный на свадьбе или необычные невесты «Му...   9.12.2009, 12:50


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 3.8.2025, 5:40



Яндекс.Метрика Яндекс цитирования