Серия статей - "В помощь начинающему видеолюбителю" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Серия статей - "В помощь начинающему видеолюбителю" |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Администратор ![]() Вставить ник Цитата выделенного ![]() |
Глава - 1. Технические аспекты съемки. Принадлежности.
Не все, что предлагает промышленность видеографу, следует покупать. Светофильтры дневного света, например, редко находят применение, эффектные светофильтры рекомендуются в отдельных случаях. Впрочем, объективам, светофильтрам и насадкам будет посвящена отдельная глава. Важнейшей принадлежностью, о которой нужно позаботиться при покупке видеокамеры, является штатив. Промышленность предлагает варианты для любого кошелька, но вы выбросите деньги на ветер, если польститесь на дешевую продукцию; зато дорогой штатив окажется полезным приобретением. Штативы высокого класса позволяют устанавливать камеру на любую высоту. Заслуживают внимания штативы с выдвигаемой средней стойкой, которая может служить как отдельный одноногий штатив. Съемка со штатива и с рук. Часто начинающие видеолюбители при съемке двигают камеру вверх и вниз, в стороны, вперед и назад. Это грубейшая ошибка. В видоискателе изображение в 200 раз меньше изображения на экране, поэтому малейшее перемещение или колебание камеры во время съемки при просмотре отснятого кадра на экране будет увеличено в 200 раз. Снимать, как правило, надо спокойной камерой. На практике существует лишь несколько случаев, когда видеосъемка требует движения камеры, и то по различным методам и четким правилам, управляющим панорамированием. Неподвижно держать камеру в руках практически невозможно: при съемке все равно получается качание изображения, которое незаметно для оператора. Поэтому всегда, когда это практически возможно, нужно применять штатив. Штатив (треножник) является необходимой принадлежностью к видеокамере. Он обеспечивает высокое качество получаемого изображения. Поэтому штативом нельзя пренебрегать, а нужно сразу же научиться правильно его использовать. Видеосъемку всегда желательно производить аппаратом, установленным на штативе. Это обеспечивает получение устойчивого кадра на экране, что очень важно для качества фильма. Качающийся на экране кадр производит неприятное впечатление. Применение штатива позволяет, перед тем как начать съемку, проделать ряд важных операций: тщательно изучить композицию кадра, поправить актера и др. На первых порах самостоятельных видеосъемок очень полезно выбрать определенную высоту штатива и камеры. Чтобы она была постоянной, хорошо сделать отметку на штативе и пользоваться избранным уровнем при смене точек съемки. У всех любительских аппаратов в нижней стенке есть стандартное гнездо 3/8" для крепления штатива или ручки. Часто между площадкой штатива и аппаратом устанавливают промежуточную панорамную головку, нужную для панорамирования. Прежде всего научитесь правильно пользоваться штативом! Устанавливая штатив, переднюю его ножку нужно выдвинуть на 2,5—5 см больше, чем остальные. ![]() Рис. 1. Правильные приемы обращения со штативом. Чтобы штатив не казался обузой, научитесь им пользоваться— и тогда вы оцените его преимущества. Правила обращения со штативом заключаются в следующем (см. рис.1): 1. при раскладывании штатива одну из его трех ножек нужно выдвинуть на 3—5 см больше, чем две другие. Это значительно облегчит его установку после переноски. При таком положении штатив будет более устойчив и обеспечит горизонтальное положение аппарата. На штативе есть штативная головка с площадкой, на которой с помощью винта укрепляется видеокамера; 2. переносите штатив с камерой на плече, как показано на рис. 1, а; 3. поставьте штатив в выбранном для съемки месте на переднюю, более длинную, ножку и, взявшись руками за две задние ножки, сразу устанавливайте аппарат в правильное положение, как изображено на рис.1, б; 4. окончательно уточните правильное положение аппарата (рис. 1, в). Такими приемами легко и быстро можно устанавливать камеру со штативом в правильное положение. Нужна лишь для небольшая тренировка. В необходимых случаях штатив можно использовать как одноногую опору, что также даст возможность достичь устойчивого положения видеокамеры при съемке. ![]() ![]() ![]() Рис. 2. Примеры использования опоры при съемке. Если штатива в данный момент нет, можно использовать имеющуюся поблизости опору: парапет на набережной, выступ стены здания, забор, перила или хотя бы стену здания или дерево, на которое можно опереться плечом (рис. 2). Если же необходимо снимать без штатива, держа видеокамеру в руках, надо: 1. Принять устойчивое положение, расставив ноги немного шире плеч. При этом тяжесть тела распределена равномерно. 2. Успокоить дыхание. Чем равномернее вдохи и выдохи, тем легче владеть телом. Не следует дышать ни слишком глубоко, ни слишком коротко. 3. Кэмкодер имеет собственный вес. Его нужно уравновесить, слегка откинувшись назад. 4. Правая рука надежно охватывает камеру, левая используется для поддержки, страхует снизу или сбоку или, а в случае ручной наводки на резкость лежит на диске резкости. Главное, чтобы ни тело, ни руки не были судорожно напряжены. 5. Приближаясь к объекту съемки используйте "греббинг". Греббинг — перекрестный шаг влево или вправо. При греббинге делают боковые шаги, скрещивая ноги. Обеспечить неподвижность камеры при съемке с рук тем проще, чем легче камера. Вес любительских видеокамер с аккумулятором около 1 кг. Такой аппарат нетрудно удержать в руках более или менее неподвижно. Снимая с рук, полезно выбрать сквозь визир какой-либо ориентир на границе кадра и во время видеосъемки придерживаться его. Таким ориентиром могут служить угол здания, дерево и т. п., расположенные у края кадра. Это помогает исключить неприятное «плавание» (перемещение) изображения на экране. Разумеется, все вышесказанное в меньшей мере относится к камерам, снабженным стабилизатором изображения. Стабилизатор изображения - компенсирует дрожание камеры при съемке. Используются оптические и электронные стабилизаторы. Оптические применяются в самых дорогих моделях, и, в отличие от электронных, при работе не допускают уменьшение разрешения. Да будет свет! Видеокамеры очень светочувствительны. Даже при таком освещении, когда фотографу обязательно понадобится вспышка, а для съемки кинокамерой оператор включит прожектор, электронная камера будет давать вполне приемлемые кадры. Но рано или поздно каждый видеооператор начинает стремиться к хорошему освещению. Не только в зимние вечера, но и просто в помещении приходиться подумать об осветительных приборах. Конечно, и без них получаются приемлемые кадры, но здесь возникают следующие проблемы: цвета теряют насыщенность и изображение становится зернистым; автофокусировка работает неточно, и глубина резкости теряется. Причин, таким образом, достаточно, чтобы даже при неплохом свете прибегнуть к осветительным приборам. Это необязательно целая батарея ламп и прожекторов, которые используются в киностудиях. Чаще достаточно одного прибора, чтобы, например, подсветить темные участки. Правильное освещение комнаты само по себе целая наука. В одной из последующих глав мы более подробно поговорим на эту тему. Киноосветительные приборы бывают различной светосилы, размеров и форм. Для начала достаточно простого и скромного оборудования, чаще всего — одного источника света, хотя бы так называемой аккумуляторной лампы типа прожектора, получающей энергию от подзаряжаемого аккумулятора, который укрепляется на камере и освещает объект со стороны камеры (рис. 3). Видеограф работает тогда независимо от сети и не спотыкается о перепутанные кабели. Прибор полезен при съемке портретов, так как убирает безобразные тени на лице. Для освещения целых сцен недостаточно одного фронтального осветительного прибора, потому что в его свете лица выходят плоскими. Где свет, должна быть и тень. Не слишком глубокая, для видео — едва заметная, но моделирующая портрет. Поэтому для совершенной съемки в помещении требуется несколько прожекторов. В качестве прожекторов удобно использовать фотоосветители-рефлекторы на прищепке, в которых используются обычные лампочки. ![]() Рис. 3. Выносная аккумуляторная лампа. ![]() Рис. 4. Эта модель показывает уровень зарядки. Аккумуляторы и их обслуживание. Для кэмкордеров сегодня используют два вида аккумуляторов: маленькие, но мощные никелево-кадмиевые (NC) и миниатюрные литий - ионные (Li-ion). В Li-ion, в отличие от Ni-Cd, отсутствует эффект памяти, что допускает их зарядку без полной разрядки. Немаловажными факторами являются емкость аккумулятора и энергопотребление видеокамеры, которые влияют на продолжительность ее работы при одной зарядке. Приведем несколько советов по обращению с ними. Для них должны использоваться только специальные зарядные устройства, которые не допустят перезарядки или порчи от высокой температуры. Зарядное устройство подает энергию до тех пор, пока аккумулятор не будет полностью заряжен. Но оно не может определить этого момента, поэтому его сконструировали так, что оно ориентировано на максимальное время зарядки разряженного аккумулятора. Если подключить к зарядному устройству наполовину опустошенный аккумулятор, то произойдет перегрузка, которая сократит его жизнь. На практике это значит: Заряжайте только полностью разряженный аккумулятор! Аккумуляторы не терпят холода и жары, не должны заряжаться слишком быстро, и они чувствительны к внезапной разрядке. Их нельзя бросать. Температура среды тоже играет роль для зарядки, потому что встроенный температурный сенсор реагирует при высокой температуре неверно. Если аккумулятор стоит при зарядке на нагретой поверхности, то сенсор прерывает подачу энергии слишком рано, а при пониженной температуре заряжает слишком долго. Поэтому: Заряжайте только при нормальной температуре в помещении! Полузаряженные аккумуляторы нельзя подключать к зарядному устройству для "дозарядки". Может произойти совсем обратное. NC-аккумуляторы обладают так называемым эффектом памяти, т. е. они фиксируют частично разряженный прибор как пустой (рис. 5). В этом случае будет работать только малая часть дозаряженной энергии. Эффект памяти можно устранить многократной разрядкой аккумулятора до конечной отметки. Это правило не относится к литий - ионным аккумуляторам. ![]() Рис. 5. Наверху: Если заряжается частично разряженный аккумулятор, то обладая эффектом памяти, он отдает только вновь полученную энергию. Внизу: полностью разряженный аккумулятор работает на всю мощность. Если аккумулятор долго не используется, то хранить его нужно полностью заряженным. Однако он теряет часть энергии, саморазряжаясь. В таком случае его нужно использовать до загорания предупреждающего сигнала и только потом заряжать заново. Аккумулятор нельзя разряжать ниже отметки минимального напряжения. Обычно нужный момент регистрирует электроника кэмкордера, которая после загорания сигнала прекращает подачу энергии. У видеоламп такого электронного сторожа нет, и аккумулятор может прийти в негодность. В хороших мастерских есть специальные зарядные агрегаты, которые осторожно могут вывести прибор из этого состояния. Аккумулятор надо оберегать от короткого замыкания, т. е. не должно быть металлических соединений между его частями. При коротком замыкании расплавляются даже толстые медные провода внутри аккумулятора, и от высокой температуры крафтпакет трескается. Для видеолюбителей - автомобилистов незаменимым будет зарядное устройство, питаемое от бортовой сети автомобиля (прикуривателя). Обычно такие устройства имеют также функцию разрядки аккумулятора. Хороший тон. Как правило, о звуке сначала не беспокоятся. Восхищает сам факт, что в видеофильмах не только двигаются, но и говорят. О технике звука вопрос встает тогда, когда после отпуска обнаруживается, что кадры с поющими на фоне моря матросами озвучены только свистом ветра. И необязательно ветер должен быть очень сильным, чтобы отказала техника звука. Даже воздушная масса от движущегося поезда метро или встречный ветер, когда оператор идет на лыжах, дает шумовые помехи. Скажем заранее, против этого зла нет стопроцентного средства. С помощью той или иной хитрости можно только свести шумовые помехи к минимуму. При съемке для контроля звука следуют пользоваться наушниками. Если в наушниках слышен ветер, то надо поискать защищенное место или экранировать микрофон — хотя бы головным убором. У некоторых камер есть ветрозащита, которая подавляет низкие частоты, что иногда дает хороший эффект. Если же она отказывает, то можно попробовать поддержать "хороший тон" с помощью внешнего микрофона, который (во многих кэмкордерах) закрепляется специальным устройством. Дополнительным микрофоном может служить только направленный. Чем лучше его направленность, тем меньше записывается помех. Направленные микрофоны можно узнать по их трубчатой конструкции, которая обеспечивает задержку низких частот. Для внешних микрофонов изготавливается иногда ветрофильтр, подавляющий более широкий диапазон низких частот. Направленные микрофоны могут монтироваться на кэмкордере, и ассистент не будет нужен. Для интервью и выступлений этот микрофон весьма полезен, так как обычно камера находится слишком далеко, чтобы хорошо записать текст. Кабели, входящие в снаряжение, обычно слишком коротки, и при покупке нужно сразу позаботиться о более длинных. Нельзя умолчать о недостатке направленных микрофонов: чем эффективнее они работают, тем меньше они годятся для музыкальных записей. Их конструкция такова, что они не справляются с басовыми нотами, а на средних и высоких нотах дают искажения. Хорошим дополнением может служить качественный диктофон-плеер DAT или Mini-Disk формата, с помощью которого можно записывать, например, в музее речь экскурсовода и т.д., с тем, чтобы при монтаже получить отдельную звуковую дорожку, независимую от изображения. Правила, советы, рекомендации. 1. Применяйте штатив всегда, когда это возможно. 2. Выдвигайте переднюю ножку штатива на 3-5 см больше, чем обе ножки, остающиеся сзади. 3. Выравнивайте камеру по горизонту, передвигая только одну ножку треножника. 4. По верхней плоскости аппарата или штативной головки следите за строго горизонтальным положением камеры. 5. Через видоискатель следите за горизонтальным положением камеры, установленной на штативе. 6. Не двигайтесь возле штатива при съемке. 7. Если нет штатива, то используйте как упор для камеры какую-либо подставку: выступ стены дома, забор, балюстраду, дерево и т. п. 8. При съемке с рук расставьте ноги, задержите дыхание, насколько это возможно, в течение снимаемой сцены. Найдите наилучшую опору для левой руки. 9. Не используйте большие фокусные расстояния при съемке с рук. По возможности снимайте под широким углом. 10. Дрожание камеры меньше заметны в движении. Снимать в греббинге, т.е. переступать вбок, занося одну ногу за другую. Запомните перед началом съемки маршрут, чтобы не споткнуться и не натолкнуться на что-нибудь. 11. Заряжайте только полностью разряженные аккумуляторы при нормальной температуре в помещении. Храните их полностью заряженными. 12. Приобретите специальную аккумуляторную лампу для видекамеры. Желательно, чтобы она работала на тех же аккумуляторах, что и видеокамера. Нелишними будут и пара рефлекторов на прищепке. 13. Используйте наушники для контроля записываемого звука. Микрофон камеры желательно снабдить меховым чехлом для защиты от ветра. При съемках в музеях, на экскурсиях незаменимым будет качественный диктофон. -------------------- Реклама на портале Футажик.Ру - размещение рекламы на основном портале и форуме Правила форума - незнание правил не освобождает от ответственности! FAQ по форуму - прежде чем задавать вопросы, поищите ответы на них тут! |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Администратор ![]() Вставить ник Цитата выделенного ![]() |
Глава - 11. Озвучивание фильма.
Звук. Среди выразительных средств кинематографа (включая любительский) важное место занимает звук. Наряду с созданием зрительного образа уже при создании литературного сценария закладываются основные черты звукового решения фильма, то есть создания изобразительно-звукового образа. Звук может явиться средством усиления или ослабления драматического напряжения, неожиданного поворота в развитии действия. В своей книге «Размышления о киноискусстве» выдающийся французский режиссер Рене Клер весьма отчетливо сформулировал основную задачу, которую следует решить при создании звукового фильма, — задачу создания звукового образа. Вот что он пишет по этому поводу: "Уже в начальный период звукового кино зарегистрировали почти все звуки, какие мог уловить микрофон. Скоро было замечено, что прямое воспроизведение действительности не создавало впечатления реальности и что звуки надо «отбирать», так же как и зрительные образы. (Если вы остановились на улице, по которой с шумом несутся машины, и ведете интересный разговор, то ваш глаз так же мало реагирует на форму машин, как слух — на шум, который они производят.)". Что же следует понимать под «звуковым образом»? В чем состоит задача его создания? Все звуки удобно условно разделить на три вида: речь, музыка и шумы. Каждый из них имеет свою природу и отличается один от другого физическими характеристиками. Таким образом, задача создания звукового образа решается отбором тех звуков, которые, подчиняясь кинематографическим свойствам, наиболее ярко и полно подчеркнули бы идею кадра. Видеолюбителю надо научиться из огромной массы окружающих нас звуков «отбирать» для записи те, которые значительно усиливают выразительность фильма, его воздействие на зрителя. Озвучивание фильма музыкальным сопровождением. Огромное значение в фильме имеет музыка, которая не только придает фильму эмоциональную окраску, но и помогает выявить, подчеркнуть основную идею фильма. Музыкальное решение звукового фильма непосредственно зависит и определяется замыслом кинопроизведения. Закадровая музыка может активно участвовать в создании изобразительно-звукового образа: опоэтизировать образ героя или героини фильма, создать настроение при показе того или иного пейзажа, усилить драматизм события. Сильных эмоциональных эффектов позволяет музыка добиться при комедийных сценах. Там, где музыкальный отрывок перестает соответствовать изобразительному материалу, надо сделать музыкальный переход. Чтобы он был незаметен, его делают по закону музыкальных купюр — сокращений за счет изъятия отдельных отрывков без заметного нарушения тонального, гармонического и мелодического рисунка музыкального произведения. Если музыкальный переход сделать незаметным не удается, постарайтесь, чтобы в этом месте лежал дикторский текст или шумы. Плавного соединения музыкальных фрагментов можно достичь наплывом — одновременным уменьшением громкости одного фрагмента и увеличением громкости следующего фрагмента. Короткий музыкальный наплыв позволяет соединить такие музыкальные фрагменты, которые не удается сочетать простым монтажом встык. При записи фонограммы, содержащей песни, следует использовать прием монтажа изображения под звук (см. ниже) или применять постепенный увод звучания песни: плавное затихание ее до полного исчезновения. Музыка, сопровождающая экранное действие, не должна быть случайной. Неудачное музыкальное сопровождение может исказить содержание сцены, навязать зрителю ложное ее истолкование. Напротив, удачное музыкальное решение оттенит основную мысль кадра или сценки либо придаст ей новый, задуманный постановщиком смысл. Основное правило для использования музыки: никаких популярных произведений! Потому что известные симфонии Моцарта, "Девятая" Бетховена, вещи Мусоргского или Стравинского имеют определенный характер. Опасно брать известные мелодии из числа хитов или репертуар "Пинк Флойд". Малоизвестная музыка ничего не подсказывает, она выдвигает на первый план изображение. Но нет правил без исключений: если нужно озвучить сюжет подходящей к случаю мелодией, то как раз популярные произведения и нужны. Музыкальное сопровождение может строиться и по контрасту, если того требуют специальные художественные задачи. В фильме «Друг мой, Колька!» А. Салтыкова и А. Митты по сценарию А. Хмелика есть эпизод во дворе автобазы, где школьникам в торжественной обстановке передают отремонтированный грузовик. Это значительное событие сопровождается патетической музыкой в исполнении духового оркестра. Но грузовик в разгар торжества ломается, его приходится вытаскивать на буксире. Когда мы видим на экране, как ватага ребятишек помогает тащить полуразвалившийся грузовик, то доносящиеся с автобазы звуки духового оркестра, исполняющего героическую песню «Гибель Варяга», подчеркивают комизм положения. Углублению содержания фильма иногда помогают характер исполнения музыки и особенности музыкальных инструментов. Замечено, например, что кадры, изображающие широкие водные просторы или большие пространства среди горных вершин, очень естественно сочетаются с музыкой, исполняемой на электронных инструментах или маримбафоне. Ксилофон довольно удачно имитирует журчание прозрачных водяных струй и т. д. Музыкальная иллюстрация должна соответствовать месту и атмосфере действия.В фильме кинолюбителя С. «В нашем районе» колхозный праздник с массовым гуляньем по селу иллюстрировался музыкой в исполнении так называемого «неаполитанского» оркестра и джаза. Такого рода несоответствия в любительских фильмах бывают очень часто и объясняются стремлением любителей использовать в своих фильмах «модную» музыку без учета содержания картины. В названном здесь примере вполне уместной была бы запись выступления Воронежского хора, оркестра русских народных инструментов или другая, хотя и не столь «модерная», но более близкая к показываемым событиям музыка. Связь музыкальной иллюстрации с изображением можно усилить, «мотивируя» сопроводительную музыку, то есть показывая на экране ее источник. Таким источником музыки в интерьере может быть радиоприемник, телевизор, фортепьяно, проигрыватель, а на натуре — репродуктор либо случайный музыкант (гармонист или гитарист) и т. д. При этом достаточно лишь на мгновение показать источник музыки и затем к нему не возвращаться. Однако делать «мотивировку» музыки самоцелью и старательно выискивать возможный ее источник для показа зрителю не стоит. Это может привести к искусственности в построении кадров и сцен. Хорошая музыка, помогающая зрителю понять экранное действие, может свободно восприниматься и без какой-либо «мотивировки». Углублению содержания фильма помогает и песня. Функции песни как выразительного средства в фильме весьма многообразны. Песня может раскрывать эмоциональное состояние, настроение героя. Песней, которая проходит лейтмотивом через весь фильм, можно подчеркнуть основную его идею, мысль, сделать ее более доходчивой. Такую роль, например, играют песни И. Дунаевского в фильмах «Веселые ребята» («Марш веселых ребят»), «Цирк» («Песня о Родине»}. Песня также может характеризовать и место действия. Например, песня "Малая земля" будет уместна в фильме о защитниках Новороссийска. Метод монтажа изображения под звук применяют в тех случаях, когда необходима законченность музыкальной фразы или другого звукового фрагмента. Допустим, озвучивается красивая пейзажная съемка, состоящая из нескольких планов. Длина этого эпизода подбирается по длине выбранной для озвучивания мелодии или песни. Прием монтажа изображения под звук можно применить также для согласования дикторского текста, прочитанного без изображения, например, рассказа экскурсовода об экспозиции музея, записанного на диктофон. Использование шумов в видеофильме. Не менее важное место в фильме могут занимать и различные шумы. Шумы постоянно окружают нашу жизнь. Они являются звуковой формой проявления живой и неживой природы. Часто источником их является человек в процессе своей производственной деятельности. От шумов случайных, ничего не придающих и не привносящих в фильм, нужно всячески избавляться. Кинолюбитель должен уяснить себе, что шумы при условии их правильного применения в кино способствуют более реалистической звуковой выразительности киноэпизода наряду с музыкой и являются неотъемлемой частью звукового решения фильма. Поэтому при звуковом оформлении любительского фильма надо очень тщательно отбирать те шумы, которые являются наиболее характерными или наиболее выразительными для характеристики события или действия, показываемого на киноэкране. Чаще всего в любительских фильмах шумы используются как общий звуковой фон, сопровождающий изображение: шум прибоя, свист ветра, стук колес мчащегося поезда и т. п. Такой фон может быть самостоятельным или же сочетаться с музыкой. При записи звукового фона точного совпадения между звуком и изображением может и не быть, особенно если источник, звука на экране не виден. Здесь важно одно: чтобы начало и конец шумового фона, как и музыки, примерно совпадали с началом и концом эпизода. Некоторое расхождение между изображением и звуковым сопровождением легко скрадывается монтажными переходами (затемнениями или наплывами). Другое дело, когда в драматургию фильма включаются кратковременные звуки (гудок паровоза, телефонный звонок, выстрел и т. д.). В этом случае, особенно если зрителю виден источник звука, синхронизация должна быть предельно точна. Когда мы видим на экране, что кто-то выстрелил, а звук выстрела раздается хотя бы секунду спустя, получается явная нелепица. Звук можно включать в кадр и без указания на его источник. В этом случае характер звука должен быть вполне ясным и определенным, таким, чтобы зритель сразу же понял его происхождение. Это может быть, например, доносящаяся издали канонада или пулеметная очередь, цокот копыт, гудки паровоза и т. п. Используя закадровые звуки, можно как бы раздвинуть рамки действия, теснее связать изображение в кадре со всей обстановкой и атмосферой событий. Характерный шум прибоя укажет нам, что действие происходит на берегу моря и без показа морских просторов, свистки паровозов, звуки маневровых рожков и лязг буферов, доносящихся сквозь раскрытые окна, дадут понять, что домик находится возле большой железнодорожной станции, и т. д. Возможность звуками шумов передавать чувства людей используется во многих фильмах. Тикающие часы, капающая вода передают обычно тоску ожидания, нетерпение, уныние. Можно привести много примеров, когда взрывы и стрельба вызывают воспоминание героя о войне, и т. д. и т. п. В комедийных сценах и кадрах тоже часто используют шумы как звуковой компонент, так как применять их можно в самых причудливых и неожиданных ситуациях. Часто комический эффект вызывается смысловым несовпадением звука и изображения. Шумы могут и мешать восприятию изобразительно-звукового образа, но этот фактор только усложняет выбор шумов и не может служить основанием для того, чтобы отказаться от шумов полностью, так как в этом случае произойдет обеднение звуковой характеристики показываемого на экране события. Все это говорит о том, что творчески подобранные в любительском фильме шумы могут быть использованы как выразительное средство звукового кино. Звуковые системы и микрофоны. Вряд ли кто станет выбирать себе кэмкордер в зависимости от типа встроенного в него микрофона. Обычно берут то, что предусмотрел изготовитель. Камеры снабжаются различными модификациями микрофонов — от простого со сферической головкой до стереомикрофонов с электроникой и направленным действием. За качество звучания ответственен, однако, не только микрофон, но применяемая звуковая система. Лучшим качеством обладает запись системы Video8 или Hi8, последнее место при сравнении остается за аналоговым звуком, создаваемым продольными колебаниями частиц, кэмкордера VHS. Но и это не все, что определяет в конечном итоге качество звучания. Многое решает частотно-модулирующая автоматика. Обычно о ней не думают, потому что в большинстве камер ее все равно нельзя отключить; только в моделях высшего класса имеются автономные регуляторы и необходимый модулирующий инструментарий. Пока речь шла о звуке, записываемом камерой. Но конечным продуктом является смонтированный видеофильм. Иначе говоря, при обработке записанный звук еще раз проходит через автоматику монтажного рекордера. И поскольку любая автоматика хуже ручного управления, звукозапись еще раз теряет в качестве. Здесь следовало бы, если это возможно, отключать автоматику и модулировать вручную. Большинство видеомагнитофонов Hi-Fi имеют такую возможность. Микрофоны различают по направленности их действия. Если они воспринимают звук равномерно со всех сторон, то говорят об их сферической характеристике, если он предназначен для фронтального приема звука, то он имеет направленное действие. Направленность может быть широкой и узкой, и соответственно микрофон имеет разные формы: от широкой почковидной до узкой булавообразной. Пока микрофон прочно прикреплен к камере, в его характеристике изменить ничего нельзя. Но если есть возможность подсоединить внешний микрофон, притом укрепить его на ножке осветительного прибора, то он уже образует с кэмкордером легко управляемый единый агрегат. Теперь все дело в выборе правильного микрофона. Какой микрофон для какой цели служит? Как правило, хочется иметь микрофон с большой направленностью действия, потому что плохая слышимость является бедой при съемках видеофильма. Но прежде чем выбирать себе дополнительный микрофон, подумайте, не проще ли подойти ближе к источнику звука. Мощный вариообъектив часто соблазняет нас находиться на большом удалении от объекта съемки. Однако, стоит сделать лишь несколько шагов, и звук становится чище. При этом нужно учитывать законы акустики, потому что микрофон "слышит" иначе, чем человек, у которого для распознавания звука есть не только два преобразователя, но и мощный компьютер между ними (мозг), анализирующий звуковые волны. Этим объясняется, например, наша ориентация в многоголосице: среди многих звучащих в помещении голосов нормально слышащий человек без труда различает слова своего собеседника. Микрофон не мог бы этого сделать. Его необходимо гораздо более приблизить к источнику звука, чем ухо. Если слуховой аппарат человека, по вашему мнению, устроен превосходно, то о микрофоне этого сказать нельзя! От характеристики направленности микрофона зависит расстояние до объекта. Имея сферический микрофон, вы не можете снимать издалека. Сферическая конструкция имеет еще один недостаток: микрофон записывает посторонние звуки, возникающие вне поля изображения. В том числе лай собаки или шум автомагистрали за вашей спиной. При съемках вы, наверное, вообще не заметили этого шума, потому что сосредоточились на сюжете. Картина идиллической пчелки на яблоневом цветке озвучивается вдруг грохотом моторов. Чем больше направленность микрофона, тем незначительнее становятся шумовые помехи. Есть микрофоны с абсолютной направленностью; правда, и у них есть недостатки, в частности, неудобство в пользовании из-за удлиненной формы. Такая форма объясняется тем, что почти все направленные микрофоны выполнены как интерференционные трубки, другими словами, направленность обеспечивается прорезями в трубке. Прорези влияют на тональность: басовые звуки воспроизводятся хуже, средние и высокие претерпевают изменения. По этой причине направленные микрофоны не применяются для записи музыки. Направленность можно получить также с помощью параболических отражателей, в фокусе которых находится микрофон. Но эта конструкция еще неудобнее. Следовательно, при выборе микрофона нужно смотреть не только на направленность, но и на звучание. Кроме того, микрофон должен не реагировать на шум ветра и не воспроизводить звук трения, когда его берут рукой. Специалист назовет такие отрицательные свойства "микрофонным эффектом" или "восприимчивостью твердого тела к звукам". Они должны сводиться к минимуму, чтобы микрофон не воспроизводил и звука, возникающего при перемене фокусного расстояния. Ну и конечно, микрофон должен конструктивно подходить к вашему кэмкордеру. В данном пункте могут возникнуть трудности, так как большую роль играют электрическое сопротивление микрофона и его сила звука, т.е. напряжение, которое возникает при контакте со звуковыми волнами. Идеально подходящим для кэмкордера будет такой микрофон, который не искажает громкие звуки и не реагирует на электронные шумы. Чтобы убедиться в качествах микрофона, при покупке следует проверить его на вашей камере в присутствии продавца. Тогда же следует уточнить, имеет ли микрофон автономное подключение к батарейке самой камеры или для него нужна отдельная батарейка. Если выбранный микрофон имеет встроенную батарейку, то, как правило, для экономии энергии предусмотрен отдельный включатель. Случись, что вы забудете об этом при съемке, и у вас получится немой фильм. Сферические микрофоны обычно дешевле, но необязательно хуже направленных. Пока вы находитесь близко к источнику звука, запись происходит отлично. Их преимущества не только в хорошем звучании, но и в возможности целенаправленно использовать сферический "слух" микрофона. Например, когда во время съемки дается комментарий. Так может происходить на торговой ярмарке, если сотрудникам фирмы нужно получить из записей информацию о конкурентах. Направленный микрофон запишет голос самого оператора неразборчиво. В связи с этим некоторые лучшие модели имеют так называемые нерей-тор-микрофоны (от англ. narrate — рассказывать), включаемые клавишей. Таким путем соединяются преимущества направленного и сферического микрофонов. Ветрозащита. Как известно, съемки фильмов проходят не только в интерьерах. Зачастую снимают в агрессивных для микрофона акустических средах, и защита микрофона в этом случае – дело непростое. Мало защитить его как милиционера зимой на посту, одев в валенки и тулуп. Наш микрофон при всей защите должен сохранять полную боевую готовность. Такой защитой для микрофона является ветрозащита. В данном случае речь не идет о поролоне так как он обычно входит в комплект. Если вы уже выбрали микрофон, то не спешите покупать ветрозащиту той же фирмы. Ветрозащиты разных фирм взаимозаменяемы при некоторых доработках, но по качеству отличаются разительно. Следует обращать внимание на конструктивный тип ветрозащиты: практика показала, что при креплении акустической ткани поверх сетки микрофон менее защищен от ветра. Конечно, ветрозащиту среднего качества можно исправить с помощью т.н. “собаки” (меха), но за нее придется выложить дополнительную сумму, да и в сборке-разборке эта конструкция не очень удобна. В то же время существуют такие ветрозащиты, которые даже в “голом” виде могут держать сильнейший ветер. Что же тогда говорить о комплекте с “собакой”?! Здесь, как и с радиосистемами, советуем поэкспериментировать в полевых условиях, чтобы выбрать подходящую марку ветрозащиты. Комментарий. Хороший комментатор говорит о том, что неясно из самого изображения или не видно в кадре, в фильме звук и изображение дополняют друг друга. Текст не должен отрываться от изображения и не должен описывать его. Правила комментирования таковы: Не нужны тексты, которые описывают изображение! Используйте простые и короткие фразы! Говорить, не имея подготовленных текстов, все равно, что ехать на машине с большой скоростью в тумане. Вас ждет авария, если вы даже хорошо знаете, когда вступить и с какими словами. Продуманная рукопись поможет не только правильно расставить ударения, но и задаст темп. Если еще запомнить кадры, которые появятся незадолго до начала комментария, то дело пойдет совсем хорошо. Тогда возможно наговорить текст от начала до конца в одной записи при озвучении (см. след. главу). Но даже если вы начали говорить не в том месте или оговорились, не страшно. Ведь комментарий не сплошной поток речи без точек и запятых, и всегда найдется зазор, откуда можно начать заново. И здесь справедливы слова: мало не всегда плохо! Помните также и следующее. Как объектив является глазами зрителя, так и микрофон играет роль его ушей. Микрофону доступны все звуки, все оттенки речи, он прекрасно воспринимает даже шепот и доносит его до слушателя. Поэтому киноактер не нуждается в форсировании речи и излишнем подчеркивании отдельных слов в фразе, что нередко приходится делать, работая на сцене. Перед микрофоном актер должен говорить примерно так же, как в жизни. Напряженность, повышенная громкость и утрированные интонации, необходимые в театре, где актер отделен от зрителя изрядным расстоянием, на экране создадут ощущение неестественности, фальши. Последующее озвучение. Желание озвучить фильм приходит быстро, потому что естественный звук как бы приедается. Очень хочется, как профессионалу на ТВ, под рождественский фильм подложить соответствующие мелодии. Иногда записанный звук оказывается непригодным, и его надо заменить. Так бывает, если камеру держат за окном автомобиля или ветер северного моря "оглушает" микрофон. Таких звуков зритель просто не вынесет. Чем профессиональнее видео, тем настоятельнее возникает проблема подходящего комментария. Итак, музыка, комментарий или замена звука плохого качества — эти работы целесообразнее проводить в конце процесса, когда фильм смонтирован. Но как это сделать? Как же озвучить фильм? Микширование звука при перезаписи. С технической стороны это самый простой путь. При перезаписи с видеокамеры на видеомагнитофон к акустической системе подключают микшерный пульт и в нужном месте двигают регулятор фоновой музыки или подсоединенного микрофона. Во всяком случае, так написано в красочном проспекте. На практике выявляются некоторые ограничения. Проблема номер один — потеря качества изображения и звука при перезаписи. Отсюда вывод — вместо микшерного пульта использовать компьютер для монтажа фильма в целом и для последующего озвучивания. Обычно программы монтажа имеют возможность накладывать на основную звуковую дорожку и комментарий, и музыку с CD или в MP3. Комментарий следует уложить в определенное время и хотя бы один раз - без записи - проговорить его параллельно с видео. Так проверяется продолжительность текста и задается темп речи. При перезаписи вы будете помнить, где начинается комментарий и оригинальная фонограмма должна звучать тише. Шумы и музыка из "консервной банки". Для замены записей звука, неудачных из-за шума ветра, предлагаются законсервированные шумы. Такие специальные шумовые фонограммы звукоинженер-профессионал готовит заранее. Он следит, чтобы звучание было равномерным, ни один из составляющих шумов не выделялся особо. Шумовые фонограммы можно применять с большим разнообразием. Типичный пример — гул двигателя внутри самолета. Его можно подложить под съемки в салоне или в кабине пилота. Для более успешной работы кинолюбителю полезно обзавестись фонотекой с заранее записанными на магнитную пленку или диски наиболее распространенными в кино шумами: журчанием ручья, шумом прибоя, воем ветра, ударами грома, стуком паровозных колес, цокотом копыт, грохотом станков, паровозными гудками и т. п. Фонотека значительно облегчит и ускорит звуковое оформление фильма. Подобный набор шумов лучше накопить самому с помощью портативного магнитофона и составить архив из кассет или дисков, или же скопировать из других лент и использовать повторно. Еще проще купить кассеты или диски с шумами. В последнее время выпущен целый ряд таких дисков, причем их преимущество в том, что шумовой фон при озвучении может стартовать с абсолютной точностью. Можно также найти подходящие звуки в интернете, например на сайте wav.ru. Совсем не обязательно записывать все звуки с натуры, их можно ловко имитировать. Приведем несколько примеров. Журчанию ручья подражают следующим образом. Водопроводная раковина наполняется водой. На кран надевается резиновая трубка, не доходящая до уровня воды на 8—10 см. Через нее пускается тонкая струйка. Микрофон располагается на расстоянии 20 см от места «падения воды. Шум прибоя воспроизводят, переливая близ микрофона воду из одного таза в другой. Дробь сильного ливня по железной крыше имитируют, медленно высыпая перед микрофоном перловку или рис на лист толстого картона или фанеры. Треск разгорающегося костра получается, если вплотную перед микрофоном мять кусок пергамента или целлофана. А если таким же кусочком мятого целлофана хрустеть равномерно и ритмично, то создается иллюзия марширующей колонны. Шаги человека по хрустящему снегу воспроизводятся надавливанием ладонью на картофельный крахмал в тарелке. Микрофон в этом случае лучше подвесить сверху на расстоянии около 10 см. Звуку грома подражают, гремя в отдалении от микрофона кровельным железом. Шум сильной бури любители получают, расположив микрофон в ветреную погоду перед печной вьюшкой. Звон бьющейся посуды имитируют, уронив возле микрофона на доску горсть обрезков толстой листовой стали. Эффект короткого сухого выстрела из револьвера получится, если длинную линейку прижать одной рукой к столу, а другой отогнуть конец и резко отпустить. Микрофон надо при этом ставить не на стол, а сантиметрах в 20—25 от него. Немного творческой фантазии и находчивости — и можно придумать имитации других шумов. Правила, советы, рекомендации. 1. Даже удачно отснятый и грамотно смонтированный фильм не дает зрителю законченного художественного впечатления, если он демонстрируется без музыкального сопровождения. 2. Высококлассный микрофон камеры и хорошая система звукозаписи значительно улучшают съемки. 3. На натуре включите защиту микрофона от ветра. 4. Наблюдайте за акустической средой, используя наушники. 5. Направленные микрофоны сконструированы для фронтальных звуковых волн; сферические микрофоны принимают звуки со всех сторон. Кэмкордер со съемным направленным микрофоном - во многих случаях идеальная комбинация. 6. При показе исполнителя крупным планом голос его должен быть слышен с экрана, т.е. довольно близко. Подходите ближе к объекту съемки! 7. При показе многоплановых сцен нужно добиваться незаметного по звучанию перехода исполнителя от одного плана к другому. 8. При монтажном переходе от крупного плана к общему дыхание актера не должно прослушиваться на общем плане. 9. При показе исполнителя в движении звук не должен резко изменяться как по уровню, так и по акустической окраске. 10. В плане звукового оформления должны быть заранее предусмотрены монтажные переходы от одной звуковой сцены к другой. Звук может работать как переход при монтаже. 11. Приступая к работе по озвучиванию фильма, необходимо из огромной массы окружающих нас звуков отобрать для только те, которые значительно усиливают выразительность фильма, его воздействие на зрителя. -------------------- Реклама на портале Футажик.Ру - размещение рекламы на основном портале и форуме Правила форума - незнание правил не освобождает от ответственности! FAQ по форуму - прежде чем задавать вопросы, поищите ответы на них тут! |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 2.8.2025, 14:30 |