Композиция , Основы фотографии- композиции |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Композиция , Основы фотографии- композиции |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Живу здесь вечность ![]() ![]() Вставить ник Цитата выделенного ![]() |
Основы композиции в фотографии
Правила, законы, приёмы Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты. Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли. Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила "Золотого сечения" . Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены. Правило одной трети — пытайтесь избегать делить кадр на симметричные части. Лучше зрительно разбить кадр на три части и например поместить небо в верхнюю треть, а все остальное в нижние две трети. Точно так же, можно вертикально разбивать кадр на три части. Выделение объекта — можно произвести настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные. Выделение контрастом — при разглядывании фотографии взгляд, как правило сосредотачивается на наиболее, контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным местам. В цветной фотографии такую же роль играет цветовой контраст, повысить цветовой контраст может помочь поляризационный фильтр. Светотень — строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки. Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений. Через эффекты светотеневого контраста фотограф должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного. Обрамление объекта - интересный эффект дает использование обрамления объекта, чем либо (объект снятый через арку, съемка из пещеры и т.д.). Выделение светом — позволяет выделить желаемый объект, на фоне остальных менее освещенных. Экспонометрический замер необходимо делать по освещенному участку. Использование линий — линии эмоционально воздействуют на зрителя, изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии придают величие; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность. Следует избегать прямых линий, выходящих за пределы кадра, так как они делят кадр на части или по крайней мере располагать их так, чтобы они не делили кадр на равные части. Так же желательно, чтобы в конце линий находился какой-либо предмет, чтобы взгляд не выходил за пределы кадра. Точку схождения параллельных линий в перспективе; лучше располагать вне центра кадра. Часто используется прием использования вводящих линий - это линии которые берут начало в одном из нижних углов снимка и ведут к его смысловому центру, обычно расположенном в точке "золотого сечения". Такую линию можно найти практически в любом сюжете: тропинка, продолговатый предмет, линии разделения тонов или цвета. Диагональные построения придают динамику снимку. В этом случае основные линии композиции наклонны и поэтому неустойчивы. Впереди движущегося предмета необходимо оставлять больше пространства, чем позади него. Тональность фотографии производит эмоциональное впечатление на зрителя. Темные тональности - тени, черный цвет - часто ассоциируются с ночью, кажутся таинственными. Светлые тональности - белый цвет и оттенки светло-серого - ассоциируются с солнечным светом и повышенным настроением. fotozoom -------------------- |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Живу здесь вечность ![]() ![]() Вставить ник Цитата выделенного ![]() |
Подвижные формы
Все растущее вокруг нас заставляет почувствовать движение в своей форме, ее развитие. Мы видим, как из семени появляется росток, появляются листья и цветы. Это движение, пусть и не заметное глазу, чувствуется нами. Способ рассмотрения формы по содержащемуся в нем движению очень важен для понимания ее своеобразия. По направлению движения, по его форме или линейной особенности мы различаем семь различных типов форм: •стремящиеся вверх •раскрывающиеся •выступающие •ниспадающие •стелющиеся •изогнутые •ломкие Стремящиеся вверх подвижные формы В них наблюдается движение, которое действует вопреки силы тяжести. Оно идет в вертикальном направлении, иногда сначала сдвигается немного в сторону, но продолжается вверх - навстречу свету. Такие формы смотрятся гордо, целеустремленно, сильно и могущественно, т.к. возвышаются над силой притяжения земли. Если такую форму расположить горизонтально, вопреки ее природному расположению, она теряет своеобразный характер. !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть! С композиционной точки зрения эти формы требуют свободного пространства над собой, в которое они могут устремиться, ведь движение - это смысл этой формы. Кроме того, такие формы должны иметь естественность в плане расстановки. Что выросло прямо и вертикально, должно получить в композиции вертикальное расположение. Стремящиеся вверх подвижные формы могут хорошо сочетаться в качестве доминантных форм с сильно выраженной индивидуальностью с другими видами форм. Раскрывающиеся подвижные формы Все цветы, движимые силой роста, поднимаются над землей и распускаются. Это распускание может быть направленно только в одну сторону или распространяться во все стороны лучеобразно, шарообразно или неравномерно. Например, цветок каллы раскрывается направленно в одну сторону, а ирис - в разные стороны, некоторые виды хризантем - шарообразно и т.д. Если стремящаяся вверх форма завершается одним или несколькими бутонами, то цветы смотрятся величественно, распространяющимися над другими, благородно и гордо. Они лучше всего смотрятся, когда включены в линейно-массивные композиции со множеством свободного пространства. Если же аранжировка заканчивается более или менее круглой формой цветка, то ее действие не будет направленным, и она не будет предъявлять никаких требований к пространству наверху. Причина этого лежит в основе круглых форм. !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть! Требования к раскрывающимся формам высоки, прежде всего для сильно распускающихся форм. Они нуждаются в отдельной постановке и в подчиненных партнерах. Формы с незначительным распусканием очень хорошо сочетаются с одинаковыми по рангу соседями. Выступающие подвижные формы Движение в них направлено вертикально или наискосок вверх, но затем ослабевает и как будто "выпрыгивает" в сторону. Примером таких форм могут быть цветочные стебли, ветки. Этот зрительный "скачок" делает форму элегантной, мягкой, склоняющейся. Если она используется как доминантная подвижная форма, то композиция смотрится приятно расслабленной. Ей необходимо свободное место в той стороне, куда она направлена в своем движении. Выступающие формы зачастую являются посредниками между верхом и низом аранжировки. Они могут использоваться как доминанты и как сопровождающие формы. Ниспадающие подвижные формы Движение в них начинается наискосок вверх или горизонтально, но очень быстро теряет напряжение и затем бессильно склоняется вниз. !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть! Они смотрятся мягко, нежно, стекающе, привлекательно. Они зависят от верхней опоры, ее оптического выражения. Им нужно много места под собой, куда они могут "ниспадать". Они являются посредниками между сосудом и цветком, между верхним и нижним, между цветами и скатертью при столовой декорации и т.д. Они делают возможным создать композицию с предполагаемыми ниспадающими линиями (например, букет невесты) Стелющиеся подвижные формы можно разделить на две подгруппы: •поверхностьобразующие, прилегающие формы •круглые, собирательные формы Стелющиеся поверхностьобразующие формы распространяются в двух измерениях пространства. Это могут быть рассыпанные листья, мох, гравий песок, раковины, маленькие шишечки, кора и т.д. В стелющихся собирательных формах движение воспринимается как спиральное или в виде водоворота по отношению к внутренней или нижней части. Возникает ощущение центростремительной силы в кажущемся движении вращения. Примерами таких форм могут быть, прежде всего, замкнутые формы шара ( это плоды и стенки плодов, яблоки и лимоны, жемчужины и всевозможные шарики, плоды чертополоха и гортензии), формы розетки с плотным расположением листьев ( это эхиверия и саксифрага, маргаритки и астры, одноголовчатые хризантемы и подсолнухи), формы купола ( это тагетес и гвоздика, цветная капуста и букет в стиле бидермеер) и формы воронки ( например, коробочки плодов лотоса). !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть! Поверхности этих форм смотрятся спокойно, так как они зрительно крепко присоединены к своей основе. Сами формы смотрятся расслабленно, без требования в свободном пространстве, сдержанно и действуют только посредством цвета и структуры. Из-за свойственной им тенденции движения они притягивают в свою собственную середину и другие, расположенные рядом с ними формы. Вследствие этого они ярко выражают свою собирательную и оптически удерживающую силу. В зависимости от плотности и объема пространства они смотрятся как масса. По закону массы притяжения большая масса притягивает меньшую. Круглые формы смотрятся несложно, собранно, скромно, мягко, ненавязчиво вписываясь, но при соответствующем объеме могут смотреться и тяжело. Как цветочные композиции они смотрятся погруженными в себя, более или менее замкнутыми, в зависимости от структуры могут смотреться привлекательно, мягко, ненавязчиво вписывающимися. Эта форма не предъявляет никаких особых требований к пространству, так как движение не устремляется в стороны. Соседние формы должны выбираться с точки зрения контраста, т.к. очертания форм должны быть четкими. К помещению все-таки существуют определенные требования, так как в большинстве случаев формы смотрятся относительно тяжело. Им нужна либо твердая опора, либо хорошее основание. Это противоречит, собственно говоря, природе больших бутонов, которые возвышаются высоко на относительно тонком цветочном стебле. Таким образом, большие бутоны или плоды можно расположить как стелющиеся формы только тогда, когда речь идет об определенном намерении флориста. Существуют еще и особенные графические формы, которые определяются направлением движения. Изогнутые формы в своем движении опираются на основную форму круга с его изогнутыми линиями. Они могут иметь узкий или широкий размах в направлении движения. Могут примыкать к похожей на круг дуге или направляются спирально, произвольно, а также образовывая открытые дуги. Как крайнее проявление такой формы можно представить беспорядочность ограды из переплетенных вьющихся растений. Примерами могут служить ветки вишни, березы, ольхи, клематис, переплетенные шнуры, ленты, перевязанные узлом длинные листы, переплетенные ветки вербы, косички из травы и т.д. Их воздействие велико - мягкие и небрежные, играющие и колеблющиеся, грациозные или энергичные, динамичные, но все же распространяющиеся, спутанные и тонкие, полные сил и обвивающие, они предоставляют большие возможности в современной флористике. Эти формы встречаются во многих работах флориста. Они являются графическим методом для линейно-массивных композиций или частью конструкций, методом украшения газонов или выращивания живых изгородей. Они хороши для сплетенных веток растений в качестве вспомогательного оформления или как преобладающие действующие формы с применением цветов и листьев. Пересечения изогнутых форм должны быть тщательно продуманы. Они могут быть неприемлемы, если возникают на фоне конкурирующих или мешающих линий; они могут быть привлекательны, если возникают на фоне сопровождающих или усиливающих их воздействие линий или относятся к массивной системе художественного беспорядка веток. Ломкие формы имеют большее отношение к основной форме "треугольник", так как они в своем направлении движения образуют острые углы. Они могут внезапно менять свое направление, и выглядят как будто сломанные, без перехода. Острые углы порождают переходы к новой прямой. !!! Скрытая ссылка !!! Зарегистрируйтесь, чтобы её увидеть! Примерами ломких форм могут быть ветви рябины, айвы, ветки сосны, надломленные соломинки, травинки, сплетенные листья гладиолуса, толстая изогнутая проволока, ленты из жести, металлическая решетка, согнутые связки стеблей. Они воздействуют прямоугольно, замысловато, жестко, хрупко, угловато. Они смотрятся жестко, странно, словно притягивающе. Изломы и повороты, развилки и разветвления, изломы и перекрещивания обуславливают картину как филигранную и нежную (ветки букового дерева), так и сильную (старые сосновых ветки с сучьями). Они выглядят и конструктивно при каркасных конструкциях, и почти технически при применении металлических и пластиковых материалов. В графических аранжировках эти линии выражают основной мотив. Они смотрятся только тогда, когда располагают большим количеством свободного пространства и находятся на скромном, спокойном заднем фоне. Линии, которые пересекаются или обвиваются должны быть рационально расположены от начала и до конца. Даже если несколько из них образуют посредством переплетения конечную форму, они должны оставаться индивидуальными в аранжировке для того, чтобы полнее донести свои характерные особенности. Каждое изменение направления ломких форм должно быть четко обозначено, иначе пропадет видимость движения. Пересечения в ломких формах не могут находиться в местах сгиба! -------------------- |
|
|
![]() ![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 3.7.2025, 18:03 |