Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Композиция , Основы фотографии- композиции
RINA
сообщение 19.9.2009, 0:02
Сообщение #1


Живу здесь вечность
Иконка группы

Вклад в форум: 500р

Вставить ник
Цитата выделенного



Основы композиции в фотографии

Правила, законы, приёмы

Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты. Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.




Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила "Золотого сечения" . Основная идея - заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были четко выражены.

Правило одной трети — пытайтесь избегать делить кадр на симметричные части. Лучше зрительно разбить кадр на три части и например поместить небо в верхнюю треть, а все остальное в нижние две трети. Точно так же, можно вертикально разбивать кадр на три части.

Выделение объекта — можно произвести настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.

Выделение контрастом — при разглядывании фотографии взгляд, как правило сосредотачивается на наиболее, контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным местам. В цветной фотографии такую же роль играет цветовой контраст, повысить цветовой контраст может помочь поляризационный фильтр.

Светотень — строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки. Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений. Через эффекты светотеневого контраста фотограф должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

Обрамление объекта - интересный эффект дает использование обрамления объекта, чем либо (объект снятый через арку, съемка из пещеры и т.д.).

Выделение светом — позволяет выделить желаемый объект, на фоне остальных менее освещенных. Экспонометрический замер необходимо делать по освещенному участку.

Использование линий — линии эмоционально воздействуют на зрителя, изогнутые линии успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные линии придают величие; горизонтальные - спокойствие и безмятежность; диагональные - динамичность.

Следует избегать прямых линий, выходящих за пределы кадра, так как они делят кадр на части или по крайней мере располагать их так, чтобы они не делили кадр на равные части. Так же желательно, чтобы в конце линий находился какой-либо предмет, чтобы взгляд не выходил за пределы кадра.

Точку схождения параллельных линий в перспективе; лучше располагать вне центра кадра. Часто используется прием использования вводящих линий - это линии которые берут начало в одном из нижних углов снимка и ведут к его смысловому центру, обычно расположенном в точке "золотого сечения". Такую линию можно найти практически в любом сюжете: тропинка, продолговатый предмет, линии разделения тонов или цвета. Диагональные построения придают динамику снимку. В этом случае основные линии композиции наклонны и поэтому неустойчивы.

Впереди движущегося предмета необходимо оставлять больше пространства, чем позади него.

Тональность фотографии производит эмоциональное впечатление на зрителя. Темные тональности - тени, черный цвет - часто ассоциируются с ночью, кажутся таинственными. Светлые тональности - белый цвет и оттенки светло-серого - ассоциируются с солнечным светом и повышенным настроением.

fotozoom


--------------------


Благодарностей:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

 
Начать новую тему
Ответов
RINA
сообщение 21.9.2010, 21:34
Сообщение #2


Живу здесь вечность
Иконка группы

Вклад в форум: 500р

Вставить ник
Цитата выделенного



Часть 1.
Целостность. Композиция, конструкция, форма.



Принцип целостности композиции можно изложить только в совокупности с основными
понятиями теории искусства.


Композиция - совокупность изобразительных элементов, объединённых какой-либо
связью, которая приводит к появлению новых, интегральных свойств, не присущих
этим элементам в их разобщённости. Эти интегративные свойства образуют целое.
Целостное впечатление от восприятия изображения исключает восприятие этого
изображения как сумму впечатлений от обособленного рассмотрения частей
композиции. Или, говоря короче, целостное исключает причинное. Таким образом,
определяя понятие "композиция", мы уже по сути сформулировали главное
композиционное начало:

Целостность композиции - это неразрывность элементов композиции, подчинённость
их единой конструктивной идее. Образно говоря, целостность есть то, что позволяет
видеть не отдельные деревья, а лес, слышать не единичные инструменты, а оркестр.
Стремление к композиционности, по определению В.А. Фаворского, есть стремление
цельно изображать разнопространственное и разновременное в рамках одной
композиционной схемы, конструкции. При этом четвёртое измерение - время -
показывается через демонстрацию движения.

Конструкция - это тип структуры с функциональными связями между элементами. Как
правило, это простая геометрическая фигура или линия:
треугольник, прямоугольник, ромб, овал, плавная волнистая линия, диагональ.
Конструкция или конструктивная идея -это та оболочка, которая не позволяет образу
распасться, разложиться до элементов грубой действительности, или, как говорят
фотохудожники, деградировать до уровня бытового изображения. Конструкция
поддерживает "внутреннее зрение". Создание конструкции поднимает запечатленную
ситуацию до уровня символа. Каркас конструкции должны составлять достаточно
напряжённые связи между композиционными единицами.

Итак, абстрагирование фотоизображения до конструктивной идеи даёт возможность
эстетического видения фотографии. Посредством этого достигается отстранённость
фотохудожника от бытийности выхваченных из жизни сцен и событий, в результате
чего последние объективируются как образ. Мераб Мамардашвили сказал по этому
поводу: "Всякая конструкция, имеющая отношение к искусству, есть приводимая в
движение некая сцепленная масса, посредством которой что-то производится в нашей
душе или в нашей голове и что не производилось бы естественным продолжением
наших психических сил".

Первоочередная задача фотохудожника - определить какие элементы изображения,
световые и цветовые пятна являются в нём определяющими, ключевыми,
согласованными между собой, и затем попытаться заполнить ими какую-либо
конструктивную фигуру. В фотографии эта проблема решается посредством выбора из
массы стихийно отснятых негативов тех, изобразительная структура которых в
максимальной степени согласуется, "резонирует" с внутренним трафаретом этой
структуры в голове фотохудожника. Понятие этой внутренней резонирующей структуры
трудно сформулировать, - это уже метафизика, иррациональное чувство. Его можно
описать словами Уитмена: "Есть во мне что-то, не знаю что, но знаю - это во мне".

Результатом актуализации композиционных усилий является художественная форма.
Она является единственным "видом транспорта", с помощью которого авторский
интуитивный образ может проникнуть в глубины подсознания, в душу зрителя.
Основная работа фотохудожника заключается в совершенствовании художественной
формы. Как ни парадоксально, процесс совершенствования художественной формы
произведения в то же время приводит к угасанию эмоционального волнения в душе
художника по поводу произведения. Это является, по сути, признаком протекания
процесса совершенствования художественной формы. По словам Андрея Тарковского,
любая взволнованность предметом творчества должна быть превращена в спокойствие
формы. Автор при этом как бы отчуждает своё произведение от себя, и оно, подобно
его ребёнку, начинает жить своей собственной жизнью.


--------------------


Благодарностей:
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- RINA   Композиция   19.9.2009, 0:02
- - RINA   Как снять шедевр мыльницей. Возможно Вы владеле...   19.9.2009, 0:05
- - RINA   Съемки против источника света или "...Ой...   19.9.2009, 0:12
- - RINA   Статика и динамика в композиции. i-worker.ru В...   22.9.2009, 11:32
- - RINA   Уроки композиции. Учимся фотографировать. Уроки ...   3.11.2009, 23:07
- - RINA   " Эстетическая и техническая сторона композиц...   26.11.2009, 8:29
- - RINA   Составление композиций в фотографии и не только ...   17.9.2010, 11:25
- - RINA   Искусство флористики - приниципы составления компо...   17.9.2010, 11:42
- - RINA   Конструктивные формы Форма - это очертание, внешн...   17.9.2010, 13:34
- - RINA   Подвижные формы Все растущее вокруг нас заставляе...   17.9.2010, 13:34
- - RINA   АСПЕКТЫ рационального анализа композиции. Целостно...   21.9.2010, 21:31
- - RINA   Часть 1. Целостность. Композиция, конструкция, ф...   21.9.2010, 21:34
- - RINA   Часть 2. Критерии оценки Критериями целостности к...   21.9.2010, 21:36
- - RINA   Золотое сечение в фотографии Золотое сечение в...   8.10.2010, 19:51
- - RINA   Композиция в фотографии. Правила создания выразите...   8.10.2010, 20:05
- - piter64     Правила композиции.  Как сделать фотографию и...   29.10.2010, 15:19
- - piter64    Правило третей     Материал из Википеди...   29.10.2010, 15:30
- - RINA   RE: Композиция   20.11.2010, 12:16
- - RINA   МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ФОТОКОМПОЗИЦИИ Дмитр...   13.6.2011, 22:39
- - RINA   РАЗБОР ПОЛЁТОВ: КОМПОЗИЦИЯ Предисловие от ХЭ...   13.6.2011, 22:41


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 4.7.2025, 11:57



Яндекс.Метрика Яндекс цитирования